SpyBot

Дружки

Дружки
Питерская группа ДРУЖКИ - явление уникальное для музыкальной сцены не только самого Питера, но, возможно, и всей современной России: стартовав в самом конце 80-х как ничем особым не выделяющаяся клубная группа, она за годы своего существования сформулировала уникальным мелодический язык, в котором переплелись интонации арт-рока, ритм-энд-блюза, госпел и новой волны, а тексты отражают духовность и искреннюю веру её участников, не теряя при этом ни эмоциональной открытости, ни иронии и чувства юмора.

Один из основателей и автор значительной части репертуара группы, Георгий Алексеев «Герра», начал сочинять песни ещё в середине 80-х. Весной 1988 он заглянул в Ленинградский Рок-клуб, оставив в журнале просьб и предложений информацию о том, что автор песен, который любит Джо Кокера, CREEDENCE,Jimi Xendrix и т.п. музыку, ищет единомышленников. Первые полгода ему звонили либо шутники, либо заведомо случайные люди. Правда, летом 1988 Алексеева приглашала петь группа ПРИСУТСТВИЕ, но у них уже был собственный стиль и материал, а он хотел петь свои песни.

В начале 1989 на него вышла группа НОСТАЛЬГИЯ. Её участники познакомились в армии, когда служили под Нижним Тагилом, и играли довольно эклектичный репертуар - от хэви-метал, до откровенной эстрады.

В оригинальном составе группы играл и москвич Николай «Клюша» Скученков (р.27.03.65 в Москве), бас-гитарист и обладатель уникального по своему тембру и диапазону тенора в канонах британского арт-рока. В то время, однако, он вернулся домой, и НОСТАЛЬГИИ был срочно нужен певец. Его место и занял Гера Алексеев.

Репетируя под ритм-компьютер «Casio», они быстро подготовили программу: первое отделение составили песни самой НОСТАЛЬГИИ, а второе - рок-н-роллы и блюзы Геры для разогрева публики. В мае 1989 группа решила заработать денег, съездив на гастроли в те края, где недавно служили её участники.

Из Москвы был спешно выписан Коля Скученков. Почти одновременно с ним в группе появился ещё один общий знакомый, барабанщик (а при необходимости гитарист и певец) Сеpгей «Назаpет» Назаpенко (р.25.04.61 в Ленинграде) - в начале 80-х он работал осветителем в Театральном Институте и играл в местной группе - будущем СЕКРЕТЕ - ещё до Лёши Мурашова!

Как было нетрудно догадаться, эти гастроли закончились полным финансовым крахом, и в июне 1989 НОСТАЛЬГИЯ, фактически, распалась, хотя Гера и Коля продолжали изредка созваниваться.

В сентябре 1989 Гера Алексеев, в ту пору известный под прозвищем Геpасим, выступил соло на I Фестивале журнала «Авpоpы» под всё тот же ритм-бокс «Casio», заpаботав аплодисменты своей шуточной песней «Стебалово» (слово обыгрывалось, как название вымышленного микрорайона - типа Лигово, Купчино,Шувалово или Горелово). Осенью Коля Скученков по делам оказался в Питере и встретился с Герой. Тот показал ему свою домашнюю студию и новый материал, предложив собрать группу.

Снова пригласив за барабаны Назаренко, они придумали название ДРУЖКИ, и дома, всего за одну ночь, записали демо-версию своего дебютного альбома «Картинки».

В начале осени 1990 у них, через каких-то случайных знакомых, появилась возможность записаться на частной (читай, домашней) студии В.Добролюбова. ДРУЖКИ выпросив денег у родителей,(по 1000 рублей каждый со своей стороны)отправились в Москву, где - уже на пути в студию, в подземном переходе - им попался студент Киевской Консерватории Сергей «Ахун» Ахунов (р.9.09.67 в Киеве), который играл там за мелочь на саксофоне. Они взяли его с собой и за три ночных смены записали альбом «Картинки (1-й блин)». Сегодня его, без преувеличений, можно назвать одним из неведомых шедевров отечественной звукозаписи трёх последних десятилетий: пёстрая мозаика стилей и жанров, калейдоскоп восхитительных мелодий, музыкальных виньеток и блестящих стилизаций, сильный вокал на четырёх (!) языках с элегантным многоголосием, небрежно разбросанные по музыке и текстам цитаты и намёки, соединение рискованных шуток и высокой поэзии.

На протяжение следующего сезона ДРУЖКИ в составе: Алексеев, Скученков и Назаренко, изредка играли на различных сценах и фестивалях - в частности, в начале лета 1991 принимали участие в празднике Пушкинской, 10 «Ковчег XXI век», исполняя песни Геры, звучавшие в то время как утяжелённый блюз с явными реминисценциями LED ZEPPELIN или FREE. Периодически к ДРУЖКАМ присоединялся и Ахунов, который с напряжением делил время между Питером и Киевом.

Между тем, ещё осенью 1990 они принесли на ленинградскую «Мелодию» свою кассету, которую, по счастливой случайности, услышали два Андрея, Бурлака и Тропилло, сразу же оценившие потенциал группы, а ровно через год, когда Тропилло уже открыл собственную компанию АнТроп, «Картинки» стали первой пластинкой русского рока, вышедшей под её лэйблом. Диск имел культовую популярность в кругах меломанов, однако, ввиду начавшегося распада СССР, не получил широкого распространения.

Как ни странно, именно тогда же в рядах группы разразился первый кризис. В 1991 году двое ДРУЖКОВ (Алексеев и Скученков) приходят к вере в Иисуса Христа, тогда как оставшиеся музыканты отнеслись к этому скептически и покинули группу. Она сократилась до дуэта, однако, в 1992 записала свой второй (целиком акустический) альбом «По ступеням», в котором попыталась выразить в песнях свой новый духовный опыт. Лирический характер большей части песен вызвал протест у части старых поклонников, однако, помог ДРУЖКАМ найти новую аудиторию в христиансикх кругах, где такие номера как «Самая первая песня», «Помилуй, милый Бог», «Не привыкайте к чудесам» и т.д. стали настоящими хитами, а песня «Шут на горе» некоторое время была своего рода неформальным гимном студентов Петербургского Христианского Института «Логос».

Сергей Назаренко покинул музыку (к середине 90-х он стал опытным клубным администратором, работая в клубах «Акватория», «Мираж Синема» и т.п.), а Сергей Ахунов вернулся в Киев, где продолжал учиться в Консерватории, однако, в 1993 всё-таки переехал в Питер, где воссоединился с остальными музыкантами.
С этого момента ДРУЖКОВ опять стало трое. Следующий период в истории группы отмечен, главным образом, её активным участием в благотворительной деятельности христианских общин: так, ДРУЖКИ выступали с концертами в Питере и других городах России, регулярно гастролировали в Дании, Германии, Армении.

В 1994 был записан альбом «Люди выpащивают цветы», который включал новую серию песен Алексеева и Скученкова и был выпущен датской фирмой «Reflex Music» при содействии христианской миссии «Восток». Помимо выступлений и работы в христианских проектах, с осени 1995 ДРУЖКИ в составе: Алексеев, Скученков, Ахунов и Александр Фёдоров (экс-ПИКНИК), барабаны, регулярно выступали в клубе «Перевал», неизменно собирая зал и вызывая восторженную реакцию любой публики.

В то же время в группе вновь начинаются брожения, вызванные, на этот раз, не идеологическими расхождениями, а финансовыми трудностями переходной эпохи. В середине 1996 Скученков был вынужден снова вернуться в Москву. Состав ДРУЖКОВ на этом этапе выглядел следующим образом: Гера Алексеев, гитара, вокал, Сергей «Лэзи» Рыхлов (экс-КОММУНА ЛСД, POSTCOLOR и ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ), гитара, ещё один экс-ПИКНИК Владимиp «Вавила» Сизов (р.26.07.57 в Ленинграде), бас, Сергей Ахунов, клавишные, сакс, кларнет, вокал, Борис Крылов, скрипка, и Александр Жаров (р.8.01.64 в Ленинграде), ударные. Последний к этому времени имел самый впечатляющий послужной список, поскольку играл в половине хардовых и ХМ-групп Питера, включая АСТЕРОИД, ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ИЗОЛЯТОР, КРИЗИС, СКОРУЮ ПОМОЩЬ, JACK DANIELS и т.д.

В том же 1996 у ДРУЖКОВ выходит сборник избранного под незатейливым, но убедительным названием «Лучшие песни». В него вошёл материал разных лет, в том числе, и песня «Та любовь», не входившая ни в один из предыдущих альбомов, однако, весьма популярная у завсегдатаев концертов группы.

Годом позже свет увидел их новый альбом «Октябрь, 10» (1997, звукорежисёр Игорь Быстров), выпущенный музыкантами на компакт-дисках на собственные средства. Разнообразный по стилю и настроению, он знаменовал собой новый этап в биографии ДРУЖКОВ и помог группе консолидировать силы - она снова начала выступать в питерских клубах, а также приняла участие в ряде крупных акций, среди которых фестиваль Театра DDT «Песни Конца ХХ Века» (ДС «Юбилейный», июнь 1997), вечер памяти композитора Виктора Резникова (БКЗ «Октябрьский», август 1997) и т.д.

В том же году группа разработала программу цикла концертов, направленных против употребления наркотиков, с которой на протяжение следующих двух лет сделала сотни выступлений в тюрьмах и реабилитационных центрах для наркоманов Петербурга и области. (Понимая значение своей миссии, ДРУЖКИ активно сотрудничали с крупными христианскими реабилитационными центрами для наркоманов и алкоголиков на всём постсоветском пространстве - группа постоянно концертировала как в России, так и в Беларуси и Украине. K сожалению, вся эта работа всегда держалась исключительно на энтузиазме самих музыкантов, не встречая финансовой подержки со стороны официально ответственных за это инстанций.)
22 ноября 1998 ДРУЖКИ дали соло-концерт в концертном зале ленинградского «Зоопарка», но, несмотря на полный зал народа, в очередной раз оказалась на грани финансового краха. Это вновь обострило взаимоотношения в группе, и в декабре того же года она вторично распалась - Жаров присоединился к одному из церковных ансамблей, Рыхлов ушёл в христианскую группу MISSION POSSIBLE, Скученков работал в Москве.

Однако, спустя полгода группа возродилась из пепла. Летом 1999 к Гере на дачу приехал барабанщик Игорь Жарков (экс-СП БАБАЙ, ПРОГНОЗ) и они начали репетировать вдвоём, а в сентябре 1999 Коля Скученков предложил ДРУЖКАМ попытать счастья в Москве, где, по его словам, было гораздо больше шансов реализовать свой музыкальный потенциал. Следующие два месяца ДРУЖКИ (Гера Алексеев, Коля Скученков, Сергей Ахунов и Игорь Жарков) провели в Москве, а в конце осени съездили на гастроли в Херсон, после чего Жарков ушёл (в 2001 он объявился в составе группы ВИКТОР), а на его место вернулся Саша Жаров.

Этим составом ДРУЖКИ дали серию успешных концертов в Минске, Петербурге и Москве, причём, минчане по итогам турне выпустили концертный альбом «Бренчанье под Белорусским небом» - своего рода первый официальный бутлег группы. К сожалению, вскоре проблема двух городов снова напомнила о себе, и Скученков вернулся в Москву, а в состав группы были приняты два молодых, но достаточно профессиональных музыканта:
Артём Хрусталёв (р.03.01.81 в Ленинграде), соло-гитара, гармоника, начинал в группе ГЛАС ВОПИЮЩЕГО, а Михаил Волков (р.6.03.78 в Кингисеппе Лениниградской обл.), бас, до этого играл в BRAIN DRAIN.

В январе 2000 был записан альбом «Иди-лети», который стал первым опытом ДРУЖКОВ в современной электронной музыке: он включал элементы трип-хопа и вызвал очередной всплеск недоумения у тех, кто видел в группе хранителей архаичных рок-н-ролльных традиций, хотя в музыкальном отношений оказался ничуть не слабее своих предшественников. Той же зимой группа дала серию интересных концертов-встреч в культурном центре на Б.Монетной (откуда, в своё время, стартовал клуб «Перевал»).

Стабилизировав состав, ДРУЖКИ в это время много играли дома и на выезде; 7 мая 2000 - в день инаугурации президента Путина - они выступили перед двадцатитысячной аудиторией фестиваля «Выбор России»на питерском стадионе «Автомобилист». Лето того же года Гера Алексеев провёл, выступая соло в США; между тем, Сергей Ахунов, начиная с 2000, вёл регулярную музыкальную программу «Ахуна-Матата» на радиостанции «Теос» - где перебывали едва ли не все питерские рок-звёзды, талантливые дебютанты, а также представители иных жанров - журналисты, писатели и т.д. Вместе с ним, кстати, работал и бывший вокалист группы АВГУСТ Павел Колесник.

1 июля 2001 ДРУЖКИ стали участниками одной из наиболее масштабных акций начала третьего тысячелетия, фестиваля «Окна Открой!», который состоялся на Крестовском острове Петербурга близ Стадиона им. С.М.Кирова и собрал свыше двадцати тысяч зрителей. В том же году Скученков в Москве выпустил свой первый соло-альбом «Всё сначала», а в августе-сентябре ДРУЖКИ, на своей домашней студии записали материал англоязычного альбома «F.M.J. (Forgive Me Jesus)»который включает в себя как старые так и новые песни а также совместную композицию Стиви Вандера»Superstition» c блюз гитаристом Дэном Хофленгером, тексты им перевела американка Донна Финч.

23 сентября 2001 на сцене ДК Ленсовета ДРУЖКИ с размахом отметили свой десятилетний юбилей, вернее, десятилетие выхода на пластинке их дебютного альбома. Участие в концерте приняли практически все участники группы за всё время её существования. В том же сентябре Андрей Тропилло, который в то время реорганизовал свою компанию и начал производство компакт-дисков, взялся за переиздание всего музыкального архива ДРУЖКОВ. Первыми в этой серии - в конце 2001 - вышли «Октябрь, 10» и «Лучшие песни», затем «Люди выращивают цветы» и «Ступени» (CD-версия альбома «По ступеням»), и, наконец, весной 2002 свет увидел двойной концертный альбом «Дружки Live - 10 Лет», который практически целиком зафиксировал сентябрьский юбилей группы.

Весной 2002 Сергей Ахунов решил взять в группе академический отпуск для реализации собственных музыкальных проектов. В мае ДРУЖКИ уже вчетвером играли на втором этапе II питерского рок-фестиваля «Окна Открой 2002».

В ближайших планах группы - издание англоязычного альбома и гастроли по США - теперь уже всем составом. Помимо того, Гера Алексеев собирается реставрировать демо-версию альбома «Картинки» с тем, чтобы издать её на компакт-диске как бонус к его канонической версии. Не исключено, что в недалёком будущем возобновится его сотрудничество со вторым основателем ДРУЖКОВ Колей Скученковым.
Дмитрий Хворостовский, Николай Крючков, Mylène Farmer, Петр Мамонов, Игорь Слуцкий, Вероника Круглова, Нино Рота, Владимир Фёдорович Одоевский, Secret, Big Pun, Doro, Ветров, Леонид Губанов, Fancy, Черный